Структура и содержания внедряемой модели военно-патриотического воспитания в образовательно-оздоровительном центре

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ» 

Консультант проекта: Катович Наталья Константиновна

Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, начальник управления воспитательной и идеологической работы, кандидат педагогических наук, доцент 

Структура и содержания внедряемой модели военно-патриотического воспитания в образовательно-оздоровительном центре

Военно-патриотическое воспитание в образовательно-оздоровительном центре представляет собой последовательную смену этапов, направленных на достижение конечной цели. Этапность педагогического процесса позволяет выделить основные блоки модели, особенности их функционирования, решаемые задачи, конечный результат.
Внедряемая модель рассматривается как целостное образование, состоящее из следующих взаимосвязанных блоков: целевой, гносеологический, методологический, проектировочный, содержательный, процессуальный, технологический и оценочно-результативный.
Целевой блок включает в себя социальный заказ, обеспечивает направленность изучаемого процесса, определение стратегических целей и задач.
В качестве цели рассматривается военно-патриотическое воспитание воспитанников в образовательно-оздоровительном центре.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
формировать у воспитанников систему знаний о сущности государства и его роли для общества, об исторических фактах, об основных традициях белорусской армии;
воспитывать гордость за Отечество, его свершения, уважение к военной истории страны;
формировать осознание воспитанниками своего долга по защите своей страны;
формировать мотивацию и готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;
совершать действия, отвечающие государственным и общественным интересам.
В основе методологического блока модели выделены подходы, которые являются основополагающими для внедрения данной модели системный, гуманистический, аксиологический, компетентностный, деятельностный, культурологический, личностно-ориентированный.
Системный подход основан как на системе преемственности в военно-патриотическом воспитании в образовательно-оздоровительном центре с учреждениями общего среднего образования, учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, на системе педагогического взаимодействия образовательно-оздоровительного центра, воинских частей, общественных объединений и организаций, других социальных институтов. В данном подходе отражается своеобразие конкретной системы, присущие ей как общие, так и специфические закономерности развития и функционирования.
Аксиологический (ценностный) подход позволяет выстроить на прочных духовно-нравственных основах организацию военно-патриотического воспитания воспитанников.
Компетентностный – предполагает развитие способностей и готовности воспитанников к защите Родины. В компетенции воспитанников помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков входят также мотивационные и эмоционально-деятельностные составляющие. Важной составляющей компетенции является опыт, интеграция в единое целое целевых установок знаний, способов и приемов решения задач военно-патриотического воспитания.
Деятельностный – в центре внимания стоит совместная деятельность воспитанников, педагогов и представителей социума по реализации целей и задач. Внутренние составляющие воспитанника реализуются через внешние – поступки, которые являются определенными действиями (деятельностями).
Культурологический подход основан на последовательном овладении воспитанником исторического наследия, традиций и обычаев, культуры Беларуси, знаний о государственном устройстве и Вооруженных Силах Республики Беларусь.
Личностно-ориентированный – выполняет системообразующую роль для каждого отдельного воспитанника, учитывая его индивидуальные специфические особенности, потребности, не исключая направления к заданной цели.
Данные подходы будут реализованы на основе следующих принципов:
личностной направленности, личностной самоценности, дифференцированного подхода, активности, добровольности, доброжелательности, интегративности, творческого развития, преемственности, вариативности, связи теоретической и практической подготовки; учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей,

Содержательный блок: программы профильных смен, профильного отряда, программы объединений по интересам, военно-патриотического клуба, циклы классных часов, программа «Музейно-историческая площадка «Партизанский берег», план взаимодействия с социальными институтами, методические разработки экскурсий по историческому маршруту «Дорогами Мужества».

Процессуальный блок модели включает диагностический, организационный, праксиологический и аналитический элементы, которые тесно взаимосвязаны между собой.
Диагностический: проведение диагностики знаний, ценностных установок и ориентаций воспитанников, отношения к службе в армии, их профессиональной направленности для планирования организации инновационной деятельности.
Организационный: организация деятельности по качественному планированию, согласованию и проведению совместных мероприятий с государственными органами, общественными организациями, учреждениями высшего образования военного профиля; посещение музеев, мемориальных комплексов, встречи с военными специалистами; волевая, морально-психологическая и физическая подготовка воспитанников к служению на благо Родины; знакомство с историческим прошлым страны и Вооруженных Сил Республики Беларусь, с ее лучшими представителями; вовлечение воспитанников в социально преобразующую деятельность; празднование знаменательных дат; участие в днях открытых дверей в учреждениях высшего образования военного профиля, в воинских частях; применение компьютерной техники для сбора и обработки информации; организация профориентационной работы по приобретению военных специальностей; организация подготовки психологической устойчивости к различным факторам.
Праксиологический – характеризует потенциальную поведенческую реакцию, то есть конкретные действия будущих защитников Отечества, которые представляют собой осознанные действия, направленные на самосовершенствование, саморегуляцию при выполнении воинского долга.
Аналитический – проведение анализа эффективности организации деятельности для достижения цели и решения поставленных задач.

Технологический блок – формы, методы, технологии организации инновационной деятельности, согласно возрасту воспитанников.
Методы патриотического воспитания:
методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, дискуссия)
методы организации деятельности и формирования опыта поведения личности (упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение, воспитывающие ситуации, общественное мнение);
методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение);
методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании (контроль, самоконтроль, самооценка).
Формы организации деятельности воспитанников: профильные смены, профильный отряд, занятия в объединении по интересам, волонтерское движение, учебно-исследовательская деятельность, месячники (декады, недели, дни) военно-патриотической работы, военно-спортивные игры, мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины, взаимодействие с учреждениями высшего образования военного профиля, воинскими частями, иными силовыми структурами, краеведческая деятельность, социально значимые акции, конкурсы, слеты, экскурсии, экспедиции, просмотры кинофильмов и др.

Оценочно-результативный блок предусматривает определение эффективности предложенной модели, содержания планов, программ по нескольким критериям: когнитивному (уровень знаний о прошлом, настоящем страны, армии, представлений об их будущем); ценностно-ориентационному (характер ценностей, их направленность и иерархия); праксиологическому (уровню сформированности жизненно важных умений и навыков); мотивационному (наличие мотивов служения Отечеству); поведенческому (отражающему особенности поведения, поступки воспитанников в жизненных ситуациях, требующих принятия самостоятельных и ответственных решений).
Диагностический инструментарий:
диагностика определения мотивации к службе в Вооруженных Силах;
диагностика уровня готовности молодежи к военной службе;
диагностика физической подготовки воспитанников;
опросник «Военно-профессиональная мотивация» (Б.В. Овчинников, А.Ф. Боровиков);
анкета «Идеологическое воспитание» (П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И. В. Кулешова);
анкета «Знание истории своего народа» (Бутрим С.Р.);
анкета «Национальное самосознание учащихся» (Соловьева О.А.);
методика «Патриотизм и как я его понимаю» (Д.В. Григорьев);
методика «Незаконченное предложение» (Т.М. Маслова);
тесты для определения уровня физической подготовленности учащихся (В.И.Лях, А.А.Зданевич).

Возврат к списку


Элемент не найден