Новости методического отдела

Самовоспитание как технология

Самовоспитание как технология

7 апреля 2024 года в НДЦ «Зубренок» завершилась смена «Сделай себя сам», разработка содержания которой проходило в рамках работы над методической темой «Педагогическое обеспечение процесса самовоспитания воспитанников НДЦ «Зубренок».
Второй год в «Зубренке» разрабатываются и реализуются программы смены, направленные на формирование нравственной культуры через изучение технологии самовоспитания. Безусловно, опыт проведения смен, целью которых является развитие навыков самопознания и самонаблюдения – не нов для воспитательной системы центра. Но программ, где акцент делается именно на структуре самовоспитания, обучении участников смены ставить цели и достигать цели, обучение конкретным приемам планирования, решению жизненных задач – до 2023 года в учреждении не проводились. Поэтому этот опыт проектирования можно назвать новацией.
Очевидно, что образовательно-оздоровительное учреждение в силу своей инфраструктуры, педагогической стратегии и целеполагания способствует развитию навыка самостоятельной жизни. Это отличное место для личностного роста и самосовершенствования именно средствами самостоятельности. Пребывание в центре оказывает комплексное воздействие на ребёнка. Даже одна смена, более того, даже один день может основательно повлиять на мироощущение и мировоззрение воспитанников. И это, безусловно, необходимо использовать.
За два года разработано и реализовано шесть программ смен, направленных на знакомство с технологией самовоспитания: две программы для 5-6-ых классов, две для 7-8-ых и две для учащихся старших классов. Дебютной стала смена «Путешествие к планете под названием Я». Интересные методы по знакомству подростков с методами самовоспитания были опробованы в смене «Запланируй свое будущее». Весьма эффективным стало решение обучить воспитанников не только приемам самопознания, но и способам личностного роста в смене «Сделай себя сам». В ходе реализации смен педагоги пришли к выводу, что личностный рост ребенка можно рассматривать как цель и результат воспитания. То есть, самовоспитание – это процесс, а личностный рост – это итог, результат этого процесса.
Из конкретных реализованных идей отметим следующие методики:
проекты по «Вверх по лестнице, ведущей вниз», «Космические цели», «Ровер дня», «Звездный городок», «Квадрат задач»;
модульные проекты «ПЛАНета дня», «Вточку!», «Лестница достижений», «Галактика дня»;
исследовательские проекты «Характер героя», «100 имен Беларуси», «Сильная личность».
Разработаны учебные занятия для образовательного компонента в каждой смены: «Академия Роста», «Теория самого себя», «Достигая возможного», «Ступени».
Воспитательная система НДЦ «Зубренок» зиждется на условиях самостоятельности, самопознания, самоуправления. По этой причине внедрение технологии самовоспитания является логичным продолжением традиционных методик, направленных на саморазвитие воспитанников.